Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/rgo_geoblog/public_html/engine/modules/database/Database.class.php on line 66 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/rgo_geoblog/public_html/engine/lib/external/DbSimple/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/rgo_geoblog/public_html/engine/lib/external/DbSimple/Mysql.php on line 35 Экспедиция "ГУЛАГ. Стройка №501." Введение. / Блог пользователя / Геоблоги

Экспедиция "ГУЛАГ. Стройка №501." Введение.



   Совсем недавние события в нашей стране уже ушли в историю. Примером тому служит стройка №501. В середине прошлого века на строительстве железной дороги трудились десятки тысяч заключенных времен правления И.В.Сталина. Участок от г.Надым до г. Салехард, расстояние которого 350 км – это один из участков огромного проекта «Чум – Салехард – Игарка». От реки Енисей до реки Обь и далее должна была пройти магистраль, по которой осуществлялась бы транспортная доставка по северной территории СССР. В связи со смертью Сталина (1953 г.), строительство было прекращено и дорога оказалась брошенной…




     Сейчас уже сложно сказать, какая была это стройка. В музеях и печатных изданиях есть только некоторые статьи, написанные со слов очевидцев.
     Какие были здесь условия?
Июнь, июль, август. Лето, тучи комаров и мошек. Если хлопнуть впереди идущего человека ладонью, то из комаров получается отпечаток.
Ноябрь, декабрь, январь – это полярная ночь и морозы. Это время, когда солнце только прокатывается над горизонтом на три-четыре часа.Морозы достигали до — 64 градусов, да и ветер в минус 30 градусов мало приятен.
Февраль, март – это метели и снежные заносы, время пронизывающих ветров. Потом наступает весна – пора наводнений…
Ко всему этому еще и резкие перепады давления круглый год. Температура может измениться от + 5 до — 25 за два часа.
     Прошло уже два года после проведения данной экспедиции, но к сожалению мы так и не опубликовали полный отчет, уж очень много произошло за 40 дней перехода… Словно отдельная жизнь прожита в экспедиции с яркими воспоминаниями самого пути, поиска лагерей  и артефактов, впечатления от яркого осеннего буйства цветов природы и многих других интересных моментов.
    Конечно, данная экспедиция не была первой на стройку №501. Были две предварительные, с которыми можно коротко ознакомиться здесь: http://yamal.rgo.ru/ekspedicii/
    Уже составлена карта по результатам нашей экспедиции и передана в музей, но периодически нас спрашивают: «Как это было?»



http://yamal.rgo.ru/2011/05/24/na-yamale-sostavili-dvuxmetrovuyu-kartu-strojki-501/

Итак, все по порядку с записями из полевого дневника, который вел Игорь Шароватов:

Место проведения экспедиции: Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Срок проведения экспедиции: 31 августа 2009 г. — 9 октября 2009 г.
Маршрут: г. Надым  — г. Салехард.

Цель экспедиции: Осуществление пешего перехода от г.Надым до г.Салехард по пути железной дороги 501-стройки и произведение поиска объектов, связанных со стройкой №501.

Задачи экспедиции:
1. Произвести видео- и фотосъемку, найденных артефактов, лагерей, поселков вольнонаемных, депо и других объектов.
2. В ходе экспедиции по отдельному маршруту найти поселок Сарато, на берегу р.Полуй.
3. Отметить с помощью GPS найденные объекты для составления карты.



Состав экспедиционной команды «Северный путь»:

Игорь Шароватов
— руководитель экспедиции, председатель регионального отделения ВОО «Русское географическое общество в Ямало-Ненецком автономном округе;


Игорь Кузнецов
— координатор экспедиции и разработчик маршрутов, ученый секретарь отделения ВОО „Русское географическое общество в Ямало-Ненецком автономном округе;


Сергей Осипенко
— действительный член ВОО “Русское географическое общество»;


Кристина Партум
— действительный член ВОО «Русское географическое общество»;





   
    Актуальность этой экспедиции именно в 2009 году и не позже была предложена нам обстоятельствами. Дело в том, что начиналась масштабная стройка по проекту «Урал Промышленный — Урал Полярный» от Надыма до Салехарда: http://www.cupp.ru/project_map.html . Полотно новой железной дороги должны положить по старой… Геодезическая разметка уже была в 2009 году. Сейчас полным ходом идет строительство и многих мостов, которые отмечены на навигаторе, сфотографированы и записаны на видео нами уже не существует. С каждым днем все то, что Вы увидите на фотографиях и видеосъемках уходит в историю, историю нашей страны. Останутся ли лагеря в том виде, в котором мы видели их или нет после строительства - это теперь большой вопрос.
    Какие были сложности? Вероятно каждый читатель поймет сам, читая дневники. Скажу предварительно только следующее: вся экспедиция проходила без средств связи и огнестрельного оружия, на личные средства участников и без любой спонсорской поддержки (как и весь проект до сих пор существует за личный счет).Экспедиция была зарегистрирована в МЧС по срокам 31 августа — 15 октября.
     Благодарим эксперта отделения РГО в ЯНАО Липатову Л. Ф. и сотрудников музея им. Шемановского за поддержку во всех начинаниях и теплый прием в г. Салехард участников экспедиции.


Фрагмент карты проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный».

Продолжение: http://geoblog.rgo.ru/blog/475.html

 

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
«Урал Промышленный — Урал Полярный» — это не стройка от Надыма до Салехарда. Эта стройка параллельно уральскому хребту идёт.
avatar

guest

  • 01 октября 2011, 11:08
+
+1
[01 октября 2011, 11:08 ] Роман пишет: «Урал Промышленный — Урал Полярный» — это не стройка от Надыма до Салехарда. Эта стройка параллельно уральскому хребту идёт.
----------------------------------------------------
«Урал Промышленный — Урал Полярный» — это большой проект, в который  входит строительство железной дороги не только вдоль Уральского хребта, но и многое другое. Ознакомьтесь пожалуйста с картой на официальном сайте «Урал Промышленный — Урал Полярный», ссылку на которую я дал в тексте.
 http://www.cupp.ru/project_map.html
http://www.cupp.ru/press_2010_60.html


avatar

hraniteli

  • 02 октября 2011, 12:31
+
0
Здравствуйте. С Новым Годом.
У меня к Вам огромная просьба не только завершить отчёт :) но и под каждым фото (по возможности конечно) по ставить ссылку на викимапии, чтобы значть где расположен данный объект (мост/переправа, ж/д разъезд, барак и т.д.), вроде такой ссылки:
http://wikimapia.org/#lat=65.7579883&lon=71.6459656&z=12&l=1&m=b&tag=45694

Вы случайно не учавствовали в создании вот этой интерактивной карты?
avatar

guest

  • 01 января 2012, 20:50
+
+1
Здравствуйте! С наступившим Новым годом!
Мы не только участвовали в создании этой карты, но это полностью сделан наш сайт после экспедиции: www.doroga501.ru, соответственно все данные карты наши. На сайте выложены только начальные участки.
По поводу спутниковой карты: мы планируем выставить полностью все точки лагерей, мостов, находок с фотогафиями в googl maps… уже начали делать, но возникло «НО».
Вобщем приостановили создание данного ресурса по просьбе «службы по охране и использованию объектов культурного наследия ЯНАО». Они попросили не указывать спутниковые данные в интернете во избежание разграбления. А в это время уже строится по верх старой новая железная дорога: сносятся мосты, объекты (к сожалению не знаю подробностей строительства). 21 декабря состоялся круглый стол в г. Надым по данному поводу:  http://www.nasledie89.info/main/272-kruglyy-stol-v-gnadym.html
Конечно, еще можно собрать находки для музеев (они у нас отмечены), сохранить наиболее сохранившиеся лагеря для истории. Не знаю чем это закончится, но тем не менее у нас остались фото и видеосъемки всех найденных объектов во время экспедиции, даже тех которых уже нет…
avatar

hraniteli

  • 03 января 2012, 17:44
+
+1
Здравствуйте.
А известно какие обьекты были снесенны?
avatar

guest

  • 04 января 2012, 00:39
+
0
Здравствуйте.
На данный момент только начато строительство и снесена часть дороги с мостами ближе к городу. Точно сказать не могу, нет такой информации. Места, где стоят лагеря еще не тронуты стройкой.
avatar

hraniteli

  • 07 января 2012, 03:35
+
0
ближе к какому городу?
avatar

timotv

  • 13 января 2012, 11:09
+
0
Ближе к Надыму. Один из целых лагерей, ближайших к Надыму находится в 40 км о города.
Со стороны Салехарда целые лагеря остались не так близко к городу (район Кинжального мыса).
avatar

hraniteli

  • 14 января 2012, 00:59
+
0
а ж/д дорога снесена возле Надыма, который на правом берегу или который на левом берегу?
avatar

timotv

  • 19 марта 2012, 16:02
+
0
С правой стороны р. Надым сейчас новая действующая ж/д от п. Старого Надыма до Нового Уренгоя, но ходят только грузовые вагоны. Пассажирского нет сообщения. С левой стороны Надыма дорога сохранилась в 12 км от города в сторону Салехарда на момент 2010 г. Сейчас производится демонтаж и ведется строительство новой ж/д.
avatar

hraniteli

  • 19 марта 2012, 17:33
+
0
А что значит новая? Эта которую в 1970-х проложили?
avatar

timotv

  • 19 марта 2012, 17:36
+
0
Да, ну и потом поддерживали в рабочем состоянии.
avatar

hraniteli

  • 19 марта 2012, 17:40
+
+1
у нас как всегда — вместо того, чтобы делать что-то полезное запрещают. Лучше бы они непосредственно занялись охраной памятника истории. Считаю, что просьбу «службы по охране...» следует игнорировать. Кому надо тот и без координат поедет грабить.
avatar

timotv

  • 13 января 2012, 11:12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

© Русское географическое общество
О проекте Правила блогов